Советы психолога

Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе

развернуть
 

«День рождения» (сплочение группы, профилактика негативного отношение к друг другу.) Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Путаница» (поддержка группового единства, снятие напряжения.) Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

«Выдуй шарик из тарелки» (повышение уверенности, самооценки, контроль за своими действиями.) Ход игры: На тарелку кладут шарик от настольного тенниса. Двое детей садятся за стол друг против друга. По команде один, два, три они одновременно начинают дуть на шарик, стараясь сдуть его с тарелки. Выигрывает тот кто выдул шарик первый. С победителем соревнуется следующий участник. Игра продолжается до полной победы одного из участников.

«Отгадай!» (игра на внимание) Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по кругу вдоль сидящих. Наконец останавливают его возле одного из участников и кладут руку ему на плечо. Водящий, зная, кто где сидит, должен назвать его по имени.

«Не звени тарелками» Ход игры: Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его нельзя будить. А нужно положить одну на другую три-четыре тарелки». Из каждой команды выходят по одному игроку и выполняют задание, все остальные чутко прислушиваются, не нарушит ли кто-нибудь из них тишину. Соревнование можно повторить. Выигрывают те, кто произвел меньше шума.

«Зигзаг на доске» Ход игры: Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из пяти-шести отрезков. Одну из них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий; наконец, стирает и самый последний. Играющие стараются запомнить всю линию (не делая никаких пометок). Трое желающих по памяти восстанавливают ее на доске. Ведущий сравнивает их чертежи со своей линией и оценивает ответы в зависимости от точности направления и величины отрезков. В таком же порядке вычерчиваются вторая и следующие линии, подготовленные ведущим к игре.

«Близнецы» Ход игры: Две-три пары соревнующихся ребят становятся на у трех столов, на каждом из которых разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т.п. Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждого две свободные руки - левая и правая. По команде ведущего необходимо «близнецам» сделать быстро и ловко руками следующее: - развернуть газету полностью; зашнуровать ботинок; завинтить банку до упора; сложить вещички в коробку; развернуть ленточку; все предметы сложить на газету, газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой. Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у двух ребят, играющих в паре). Таким образом у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе «тремя» руками. Это не так-то просто. Необходимы согласованность действий, некая общая координация.

«Быстро найди» Ход игры: Ведущий подбирает от десяти до пятнадцати крупных репродукций картин с понятным для детей содержанием, накрывает их газетой. Ребята разбиваются на три команды. Каждая команда по очереди называет какую-либо букву (кроме ъ, ь, ы, й), после чего ведущий берет в руки какую-либо репродукцию и показывает ее участникам игры. Тому, кто первый найдет на репродукции предмет, название которого начинается с названной буквы, начисляется очко. Затем называется другая буква и показывается другая репродукция. Побеждает команда, набравшая за десять-двенадцать минут больше очков.

«Через стекло» Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было. Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

«Счет» Ход игры: участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд

«Счет без троек» Ход игры: все по кругу начинают вслух считать- только на счет три, цифры кратные трем, содержащие в себе тройку- не говорятся вслух, а на них подпрыгивают. Если кто – то ошибся, то игра начинается заново.

«Чемодан» У этого упражнения есть несколько вариантов проведения. Выберите и проведите наиболее понравившийся вам вариант. (1) Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле каждого представителя группы и называет положительные качества, которые он хотел бы взять у него для себя. (2) Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле кого – нибудь и называет положительное качество, которое хотел бы взять у него для себя.

Упражнение «Ассоциации»

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в аудитории решают, кого из участников они задумывают. Затем водящего приглашают в аудиторию. Он задает опосредованные вопросы участникам: «Если бы этот человек был цветком, то каким?», «Если бы этот человек был фруктом, то каким?», «Если бы этот человек был предметом мебели, то каким?» и т. д. Тот, к кому обратился с вопросом водящий, отвечает ему, имея в виду загаданного участника группы. Водящий должен отгадать этого человека.

 

Упражнение «На спине»

На спину каждому ученику прикрепляется карточка с названием какого-либо сказочного героя, известного литературного персонажа. Хозяин карточки не знает, что на ней написано, но он должен догадаться об этом, опираясь на помощь группы, в которой каждый показывает без слов каждому участнику, что написано у него на спине.

 

Упражнение «Крокодил»

Класс делится на 2 команды. Каждая команда загадывает несколько слов (по числу участников), которые сложно изобразить жестами. Затем первая команда вызывает игрока из второй команды и говорит ему на ухо загаданное слово. Это игрок должен показать это слово для своей команды жестами. Если команда затрудняется назвать слово, то у нее есть возможность задавать игроку вопросы, на которые он может отвечать только «да» или «нет». После того, как слово угадано, эта команда вызывает игрока из противоположной команды и называет ему свое слово.

Позже игра может быть усложнена: вместо одного слова можно загадывать словосочетание.

 

Упражнение «Часы»

Дети садятся в круг. Ребятам предлагается представить, что класс – это большие часы. Один ребенок – цифра 1 на циферблате, другой – цифра 2, третий – 3. Все цифры распределяются по часовой стрелке между детьми (может быть одна цифра на двоих детей). Ведущий сообщает детям время. Тот из детей, кому досталась цифра, на которой стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например, ровно 12 часов, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

 

Упражнение «Коллаж»

Каждому учащемуся предлагается сделать своему классу подарок, который был бы дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который можно наделить символическим содержанием. Например, шишка – чтобы не набить шишек по жизни.

Первый этап работы проходит индивидуально. Участники готовят свои подарки из любых подручных материалов (иллюстрации из журналов, природный материал).Затем в общем кругу каждый дарит свой подарок классу, комментируя его. В итоге на ватмане создается общегрупповой коллаж.

свернуть

Приемы работы с классным коллективом

развернуть

Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать следующие приемы:

  1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

  • Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

  • Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

  • Какие традиции есть в нашем классе?

  • Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.

  • Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

Ввести традицию обратной связи.

  • В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу.

  • Создать «ящик пожеланий».

2. Участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса

Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько ни реалистичны.

3. Создание правил класса.

Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционируем группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил класса.

4. Создание «Дневника класса»

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать, что-то о себе. Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника.

ДНЕВНИК КЛАССА (ОТРЯДА, ГРУППЫ)

Дневник это регулярные записи о текущих событиях, впечатлениях. Мож­но вести личный дневник (только для себя) или общий (для всех). Такой дневник - это и интересное времяпрепровождение, и общее дело, и простор для творчества.

Самая распространенная форма ведения дневника - в виде книжки или книж­ки-раскладушки.

Заведем-ка мы дневник:

Не обычный школьный,

А без отметок, вольный

И чуть-чуть прикольный.

Как примерный ученик,

Класс наш стал вести дневник.

В нем - каждый день и каждый час,

Незабываемый для нас!

Давайте отвлечемся от обычных форм ведения дневников и рассмотрим не­стандартные.

Дневник «Чудо-дерево»

Склейте два листа ватмана (по меньшей стороне). Нарисуйте на них ствол дере­ва и вырежьте его.

Розовые идеи для дневника

Взгляд на рулон розовой бумаги рождает розовые идеи.

Идея первая — «Розовые облака». На стенке расположите розовые облака - обычные или «белогривые лошадки». И ведите дневник на стене.

Вторая идея — «Розовые скалы». Нравится нашим детям рисовать на стенах и писать на заборах. Дайте им такую возможность. Из листов ватмана или обоев оформите на стенах «скалы» (вместе с детьми). Устройте конкурс «наскальной жи­вописи», а затем на пустых местах добавляйте листочки с описанием самых важ­ных событий.

«Космический дневник»

Первый вариант. На листе ватмана нарисуйте или сложите оригамное сол­нышко. Дневниковые записи ведите на лучах. Сколько интересных дней в смене или четверти - столько лучей.

Второй вариант. В углу листа располагается солнце в кепке с названием от­ряда. Вокруг по орбитам планеты, а дальше кометы, звезды. Каждое космическое тело содержит информацию об одном из дней. «Космические идеи» хороши для из­готовления больших и маленьких открыток на память. Например: на синий фон на­клейте звезды и другие космические тела, а на них - фотографии детей и надпись:

Отряд - это просто собрание «звезд».

Об этом пока знаем только мы сами.

Но скоро, но скоро засветят в Галактике

Звезды с нашими именами!

Слово «отряд» в первой строчке можно заменить на «наш класс».

Дневник «ПАВЛИН»

Дневник может быть выполнен в виде павлина, распустившего хвост.

1. Заготовьте «перья»: вырежьте равнобедренные треугольники, количество кото­рых равно количеству дней учебной четверти или лагерной смены. Для того чтобы определить величину угла, противолежащего основанию, нужно 180 раз­делить на количество дней смены. Например, количество дней смены – 15, а можно взять количество учебных месяцев, четвертей.

180:15 = 12

Длина «пера» выбирается произвольно: чем больше, тем лучше. Закруглите углы - и «перо» готово!

2. Вырежьте из цветной бумаги круги, напишите на них порядковые номера дней смены или даты, наклейте на «перья». «Перья» можно и не вырезать, а просто нарисовать на листе ватмана.

3. Отдельно нарисуйте и вырежьте туловище павлина и наклейте его на хвост. Го­това фигурка павлина, распустившего веером хвост!

Ведите дневник! Украшайте перышки!

Ведите дневник! Украшайте перышки!

Дневник «ПАЗЛЫ»

Сделайте заготовки из плотной цветной бумаги, Один элемент - это один день. Можно классифицировать мероприятия: связанные с экологией описывать на элементах зеленого цвета, с водой - голубого цвета и т. д. Самые яркие дни - желтого (солнечного!) цвета.

Дневник «ФИЛЬМ! ФИЛЬМ! ФИЛЬМ»

Замечательная идея - дневник в форме киноленты!

Сделайте заготовки - листы прямоугольной формы с дырочками по краям. Для имитации дырочек можно использовать ленту с клейкими ценниками. Как правило, такие наклейки очень яркие.

Кадр - это один день или одно событие!

Дневник можно вести не только в летнее время в лагере, но и в течение учебного года в школе, в классе по отдельному предмету. Достаточно только попробовать, и начнется цепная реакция, появится столько идей!

Правила ведения дневника

В дневнике вы отразите

Все, что только захотите:

В рисунках или коллажах,

В письмах, комиксах, стихах,

В схемах, ребусах, таблицах,

В разных символах и лицах.

Пишите понятно!

Пишите опрятно!

Пишите о том, что самим интересно.

Скука, занудство здесь вовсе не к месту.

Пишите о светлом, пишите о добром!

Стиль должен быть кратким, веселым и бодрым!

За орфографией строго следите!

И с запятыми, конечно, дружите!

Дневник заполняйте свой очень старательно!

Даты проставьте везде обязательно!

5. Совместные походы, прогулки и экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают учителя и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир.

6. Проведение «Дней класса»

Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса». Это могут быть и чаепития, и вечера отдыха с обсуждением совместных дел, подведение итогов по учебе, мероприятиям, проходившим в классе в школе и т.п.

свернуть

Советы психолога

развернуть

Советы психолога

От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.

Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы – означает «чувствовать свою важность и значимость». Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью».

Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, мы предлагаем следующие рекомендации:

* Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.

* Проведите совместно со школьным психологом в вашем классе тестирование, например, социометрию, для того, чтобы выявить явных лидеров, скрытых лидеров и негативных лидеров ученического коллектива.

* Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

* Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.

* На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.

* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

* Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

* Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

* Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

свернуть