Яндекс.Метрика

Правовой уголок

ОСОБЕННОСТИ ВЫЕЗДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН БЕЛАРУСИ ЗА ГРАНИЦУ

развернуть

ОСОБЕННОСТИ ВЫЕЗДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН БЕЛАРУСИ ЗА ГРАНИЦУ

 

Министерство иностранных дел Республики Беларусь информирует об адресах веб-сайтов, на которых содержатся актуальные сведения о существующих визовых режимах и правилах въезда в данные государства с указанными целями.

Наиболее часто осуществляется выезд несовершеннолетних граждан Беларуси с целью оздоровления и обучения в государства: Австрия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, США, Франция.

 Посольство Австрии

 Посольство Великобритании

 Посольство Германии

 Посольство Ирландии

 Посольство (визовый центр) Испании

 Посольство Италии

 Посольство Канады

 Посольство США

 Посольство Франции

свернуть

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

развернуть

 

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Согласно статье 29 Закона «О правах ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. Им предоставляются государственное обеспечение и гарантии по социальной защите – об этом читайте в материале Детского правового сайта «Как государство помогает детям-сиротам».

Органы опеки и попечительства, иные организации, которые уполномочены осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по их устройству на воспитание в семью. В первую очередь дети с учетом их интересов подлежат устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории нашей страны. При этом в соответствии со статьей 118 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье приоритетной формой устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление. При невозможности усыновления они подлежат устройству на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения.

Дети

Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства. В соответствии со статьями 32–33 Гражданского кодекса Республики Беларусь и статьями 144–145 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье:

  • опека устанавливается над малолетними детьми – в возрасте до 14 лет, а также над лицами, признанными судом недееспособными;
  • попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности.

Нюансы

Опекун исполняет свои обязанности безвозмездно. Он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Цели установления опеки

Опека и попечительство устанавливается для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

Как стать опекуном

Если Вы хотите стать опекуном, необходимо:

Шаг 1

Представить в управление (отдел) образования по месту жительства:

  • заявление;
  • паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;
  • автобиографию кандидата в опекуны;
  • медицинскую справку о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи;
  • одну фотографию размером 30 х 40 мм;
  • свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами.

Шаг 2

В течение месяца управление (отдел) образования сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

Шаг 3

Вы сможете познакомиться с будущим подопечным ребенком по направлению управления (отдела) образования. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, его состоянием здоровья и другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.

Шаг 4

Если в результате знакомства с ребенком у Вас установился контакт, и Вы приняли решение о принятии этого ребенка в свою семью, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки над данным ребенком.

Шаг 5

С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учете в управлении (отделе) образования по месту жительства со дня установления опеки до совершеннолетия ребенка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна (см. ниже).

Семья

Кто может стать опекуном

Согласно статье 153 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье опекуном может стать совершеннолетний гражданин:

 

  • не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя (Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установленный Министерством здравоохранения Республики Беларусь);
  • не лишавшийся судом родительских прав;
  • не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 
  • не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

 

В каких случаях прекращается опека

Этими случаями являются:

  • достижение подопечным возраста 18 лет;
  • вступление подопечного в брак, если ему в установленном порядке снижен брачный возраст;
  • объявление подопечного полностью дееспособным (эмансипация).

Решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства в этих случаях не требуется.

Кроме того, существуют и основания освобождения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей (ст. 167 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье):

  • усыновление (удочерение) подопечных;
  • возвращение детей на воспитание родителям;
  •  по просьбе родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;
  • предоставление детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
  • признание опекуна, попечителя недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • возникновение у опекуна, попечителя заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями;
  •  личная просьба опекуна, попечителя при наличии уважительных причин (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации) о прекращении попечительства.

По вине опекуна он может быть отстранен от выполнения своих обязанностей (ст. 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Так, это возможно в случае:

  • ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей;
  • лишения опекуна, попечителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите;
  • совершения опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • использования опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи.

В данном случае выносится решение местного исполкома (администрации).

Вопросы установления опеки (попечительства) урегулированы:

Процедура установления международной опеки (попечительства) урегулирована в Положении о порядке международного усыновления (удочерения) и установления, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122.

Также существует патронатное воспитание. Это форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Целью является формирование у них позитивного опыта жизни в семье, поддержания и укрепления их родственных связей, создания условий для подготовки к самостоятельной жизни и социальной адаптации. Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования. Опека, попечительство над детьми, переданными на патронатное воспитание, сохраняется за руководителями учреждений. Подробнее о патронатном воспитании читайте здесь.

свернуть

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ

развернуть

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ

Семейная политика в Республике Беларусь включает в себя комплекс мер поддержки семей и реализуется через предоставление:
  • пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
  • семейного капитала;
  • государственной поддержки при строительстве (реконструкции) жилья;
  • социального обслуживания семей с детьми;
  • бесплатного питания детям первых двух лет жизни и другая адресная социальная помощь;
  • гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства и др.

Семья

Система государственных пособий семьям, воспитывающим детей

В республике действует целая система государственных пособий. В нее входят три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми – всего 11 видов (Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлено на уровне 35–40 % среднемесячного заработка по стране. Пособие выплачивается за весь период ухода за ребенком до исполнения ребенку возраста 3 лет (в том числе при выходе лица, осуществляющего уход за ребенком, на работу), причем всем получателям, независимо от уровня доходов, факта уплаты страховых взносов, занятости.

Размеры единовременных пособий:

  • при рождении первого ребенка – 10 БПМ в среднем на душу населения;
  • при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ.

Дополнительные выплаты также осуществляются из средств местных бюджетов при рождении двоих и более детей.

Многодетная семья

Программа семейного капитала

С 2015 года реализуется программа семейного капитала – единовременное предоставление безналичной денежной выплаты в размере $10 тыс. при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей (Указ от 9 декабря 2014 года № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей»).

Результаты пятилетней программы семейного капитала (2015–2019 гг.) доказали ее эффективность. Темп роста количества третьих и последующих детей, рожденных за период программы, составил 140,7 % по сравнению с периодом 2010–2014 годов.

С 1 января 2020 года программа семейного капитала продлена на новый пятилетний срок – по 31 декабря 2024 года включительно (Указ от 18 сентября 2019 года № 345).

Основные новации программы до 2024 года:

  • размер семейного капитала установлен в белорусских рублях с последующей ежегодной индексацией;
  • расширены направления досрочного использования с учетом потребностей многодетных семей (на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, получение в государственных учреждениях образования среднего специального или высшего образования I ступени, медицинских услуг). 90 % используется на улучшение жилищных условий.

Кроме того, 1 октября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 375 «О мерах по оказанию государственной поддержки», согласно которому многодетные семьи будут получать финансовую помощь государства в погашении льготных кредитов либо субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитам до 23-летнего возраста детей.

Хотите узнать больше правовой информации по теме – смотрите вебинары Национального центра правовой информации:

Система адресной социальной помощи

За счет системы адресной социальной помощи осуществляется поддержка семей с низким уровнем дохода. Это ежемесячные и единовременные социальные пособия, обеспечение продуктами питания детей в возрасте до 2 лет.

Неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ежемесячное социальное пособие представляется на максимально возможный срок – 12 месяцев.

При рождении в семье двойни, тройни обеспечение детей бесплатными продуктами питания предоставляется независимо от совокупного дохода семьи.

В целях снижения уровня малообеспеченности многодетных семей с 1 сентября 2020 г. для них увеличены период предоставления ежемесячного социального пособия (с 6 до 12 месяцев включительно) и критерий нуждаемости (со 100 до 115 % БПМ в среднем на душу населения).

Семья

Система социального обслуживания семей с детьми

Она включает в себя:

  • бесплатные услуги няни по уходу за детьми в возрасте до 3 лет при рождении двойни, тройни, воспитании в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, родителям, имеющим инвалидность 1 или 2 группы, воспитывающим детей в возрасте до 6 лет;
    Подробнее читайте в статье Детского правового сайта «Мэри Поппинс спешит на помощь».
  • услуги социальной передышки для семей, воспитывающих ребенка-инвалида (на базе домов-интернатов). За период пребывания ребенка родители оплачивают только питание, при этом за семьей сохраняется право на получение социальной пенсии и пособия. Сегодня эта услуга предоставляется на период до 56 дней в календарном году. Ее цель – дать родителям (членам семьи) возможность для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов;
  • услуги социального патроната и временного приюта (кризисная комната) в центрах социального обслуживания населения для комплексного решения проблем семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Эта деятельность направлена на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, кризисной ситуации.

Кроме того, в нашем государстве существуют правовые гарантии для семей с детьми в области трудового законодательства, регулируемые Трудовым кодексом Республики Беларусь. Они распространяются на обоих родителей, в том числе на мачеху и отчима.

Одна из основных норм – отпуск по уходу ребенком до достижения им возраста 3 лет. На законодательном уровне предоставлено право семье самостоятельно определять, кто из работающих родителей будет осуществлять уход за ребенком и соответственно находиться в таком отпуске. Система предоставления отпуска гибкая – его можно разделить на части любой продолжительности.

При этом предусмотрено обязательное продление срока контракта:

  • с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – не менее чем до окончания указанных отпусков;
  • с матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с согласия – не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.

В целях совмещения семейных и трудовых обязанностей для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо троих и более детей в возрасте до 16 лет, предусмотрен дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего заработка.

Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 14 лет, предоставлено право на дополнительный свободный от работы день в месяц, оплата которого может предусматриваться в коллективных договорах, локальных нормативных актах нанимателя.

Отец

Для повышения вовлечения отцов в воспитание детей в 2019 году в Трудовой кодекс внесен ряд изменений, которые вступили в силу с 28 января 2020 г. Одно из важных новшеств – это введение отцовского отпуска при рождении ребенка. Наниматель обязан предоставить такой отпуск по желанию работника сроком до 14 дней в течение 6 месяцев после рождения ребенка.

Установлены также:

  • право выбора трудового отпуска в летнее время у отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
  • право предоставления отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;
  • распространение гарантий, предусмотренных для работающих женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.

Кроме того, Трудовым кодексом урегулированы вопросы, связанные с дистанционной занятостью, для совмещения профессиональных и родительских функций.

Преимущество для многодетных матерей в пенсионном законодательстве

Это досрочное (на 5 лет) назначение пенсии родителям, воспитавшим пятерых детей, назначение пенсии за особые заслуги матерям, воспитавшим девять и более детей. В числе последних, вступивших в силу с 1 января 2021 года:

  • снижение страхового стажа до 10 лет для женщин, родивших и воспитавших четверых детей;
  • увеличение длительности периодов ухода за детьми в возрасте до трех лет, включаемых в общий стаж и учитываемых при исчислении пенсии, с 9 до 12 лет.

Инфографику по этой теме от Портала Pravo.by смотрите здесь.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ

Семейная политика в Республике Беларусь включает в себя комплекс мер поддержки семей и реализуется через предоставление:
  • пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
  • семейного капитала;
  • государственной поддержки при строительстве (реконструкции) жилья;
  • социального обслуживания семей с детьми;
  • бесплатного питания детям первых двух лет жизни и другая адресная социальная помощь;
  • гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства и др.

Семья

Система государственных пособий семьям, воспитывающим детей

В республике действует целая система государственных пособий. В нее входят три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми – всего 11 видов (Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлено на уровне 35–40 % среднемесячного заработка по стране. Пособие выплачивается за весь период ухода за ребенком до исполнения ребенку возраста 3 лет (в том числе при выходе лица, осуществляющего уход за ребенком, на работу), причем всем получателям, независимо от уровня доходов, факта уплаты страховых взносов, занятости.

Размеры единовременных пособий:

  • при рождении первого ребенка – 10 БПМ в среднем на душу населения;
  • при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ.

Дополнительные выплаты также осуществляются из средств местных бюджетов при рождении двоих и более детей.

Многодетная семья

Программа семейного капитала

С 2015 года реализуется программа семейного капитала – единовременное предоставление безналичной денежной выплаты в размере $10 тыс. при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей (Указ от 9 декабря 2014 года № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей»).

Результаты пятилетней программы семейного капитала (2015–2019 гг.) доказали ее эффективность. Темп роста количества третьих и последующих детей, рожденных за период программы, составил 140,7 % по сравнению с периодом 2010–2014 годов.

С 1 января 2020 года программа семейного капитала продлена на новый пятилетний срок – по 31 декабря 2024 года включительно (Указ от 18 сентября 2019 года № 345).

Основные новации программы до 2024 года:

  • размер семейного капитала установлен в белорусских рублях с последующей ежегодной индексацией;
  • расширены направления досрочного использования с учетом потребностей многодетных семей (на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, получение в государственных учреждениях образования среднего специального или высшего образования I ступени, медицинских услуг). 90 % используется на улучшение жилищных условий.

Кроме того, 1 октября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 375 «О мерах по оказанию государственной поддержки», согласно которому многодетные семьи будут получать финансовую помощь государства в погашении льготных кредитов либо субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитам до 23-летнего возраста детей.

Хотите узнать больше правовой информации по теме – смотрите вебинары Национального центра правовой информации:

Система адресной социальной помощи

За счет системы адресной социальной помощи осуществляется поддержка семей с низким уровнем дохода. Это ежемесячные и единовременные социальные пособия, обеспечение продуктами питания детей в возрасте до 2 лет.

Неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ежемесячное социальное пособие представляется на максимально возможный срок – 12 месяцев.

При рождении в семье двойни, тройни обеспечение детей бесплатными продуктами питания предоставляется независимо от совокупного дохода семьи.

В целях снижения уровня малообеспеченности многодетных семей с 1 сентября 2020 г. для них увеличены период предоставления ежемесячного социального пособия (с 6 до 12 месяцев включительно) и критерий нуждаемости (со 100 до 115 % БПМ в среднем на душу населения).

Семья

Система социального обслуживания семей с детьми

Она включает в себя:

  • бесплатные услуги няни по уходу за детьми в возрасте до 3 лет при рождении двойни, тройни, воспитании в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, родителям, имеющим инвалидность 1 или 2 группы, воспитывающим детей в возрасте до 6 лет;
    Подробнее читайте в статье Детского правового сайта «Мэри Поппинс спешит на помощь».
  • услуги социальной передышки для семей, воспитывающих ребенка-инвалида (на базе домов-интернатов). За период пребывания ребенка родители оплачивают только питание, при этом за семьей сохраняется право на получение социальной пенсии и пособия. Сегодня эта услуга предоставляется на период до 56 дней в календарном году. Ее цель – дать родителям (членам семьи) возможность для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов;
  • услуги социального патроната и временного приюта (кризисная комната) в центрах социального обслуживания населения для комплексного решения проблем семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Эта деятельность направлена на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, кризисной ситуации.

Кроме того, в нашем государстве существуют правовые гарантии для семей с детьми в области трудового законодательства, регулируемые Трудовым кодексом Республики Беларусь. Они распространяются на обоих родителей, в том числе на мачеху и отчима.

Одна из основных норм – отпуск по уходу ребенком до достижения им возраста 3 лет. На законодательном уровне предоставлено право семье самостоятельно определять, кто из работающих родителей будет осуществлять уход за ребенком и соответственно находиться в таком отпуске. Система предоставления отпуска гибкая – его можно разделить на части любой продолжительности.

При этом предусмотрено обязательное продление срока контракта:

  • с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – не менее чем до окончания указанных отпусков;
  • с матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с согласия – не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.

В целях совмещения семейных и трудовых обязанностей для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо троих и более детей в возрасте до 16 лет, предусмотрен дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего заработка.

Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 14 лет, предоставлено право на дополнительный свободный от работы день в месяц, оплата которого может предусматриваться в коллективных договорах, локальных нормативных актах нанимателя.

Отец

Для повышения вовлечения отцов в воспитание детей в 2019 году в Трудовой кодекс внесен ряд изменений, которые вступили в силу с 28 января 2020 г. Одно из важных новшеств – это введение отцовского отпуска при рождении ребенка. Наниматель обязан предоставить такой отпуск по желанию работника сроком до 14 дней в течение 6 месяцев после рождения ребенка.

Установлены также:

  • право выбора трудового отпуска в летнее время у отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
  • право предоставления отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;
  • распространение гарантий, предусмотренных для работающих женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.

Кроме того, Трудовым кодексом урегулированы вопросы, связанные с дистанционной занятостью, для совмещения профессиональных и родительских функций.

Преимущество для многодетных матерей в пенсионном законодательстве

Это досрочное (на 5 лет) назначение пенсии родителям, воспитавшим пятерых детей, назначение пенсии за особые заслуги матерям, воспитавшим девять и более детей. В числе последних, вступивших в силу с 1 января 2021 года:

  • снижение страхового стажа до 10 лет для женщин, родивших и воспитавших четверых детей;
  • увеличение длительности периодов ухода за детьми в возрасте до трех лет, включаемых в общий стаж и учитываемых при исчислении пенсии, с 9 до 12 лет.

Инфографику по этой теме от Портала Pravo.by смотрите здесь.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ

Семейная политика в Республике Беларусь включает в себя комплекс мер поддержки семей и реализуется через предоставление:
  • пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
  • семейного капитала;
  • государственной поддержки при строительстве (реконструкции) жилья;
  • социального обслуживания семей с детьми;
  • бесплатного питания детям первых двух лет жизни и другая адресная социальная помощь;
  • гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства и др.

Семья

Система государственных пособий семьям, воспитывающим детей

В республике действует целая система государственных пособий. В нее входят три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми – всего 11 видов (Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлено на уровне 35–40 % среднемесячного заработка по стране. Пособие выплачивается за весь период ухода за ребенком до исполнения ребенку возраста 3 лет (в том числе при выходе лица, осуществляющего уход за ребенком, на работу), причем всем получателям, независимо от уровня доходов, факта уплаты страховых взносов, занятости.

Размеры единовременных пособий:

  • при рождении первого ребенка – 10 БПМ в среднем на душу населения;
  • при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ.

Дополнительные выплаты также осуществляются из средств местных бюджетов при рождении двоих и более детей.

Многодетная семья

Программа семейного капитала

С 2015 года реализуется программа семейного капитала – единовременное предоставление безналичной денежной выплаты в размере $10 тыс. при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей (Указ от 9 декабря 2014 года № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей»).

Результаты пятилетней программы семейного капитала (2015–2019 гг.) доказали ее эффективность. Темп роста количества третьих и последующих детей, рожденных за период программы, составил 140,7 % по сравнению с периодом 2010–2014 годов.

С 1 января 2020 года программа семейного капитала продлена на новый пятилетний срок – по 31 декабря 2024 года включительно (Указ от 18 сентября 2019 года № 345).

Основные новации программы до 2024 года:

  • размер семейного капитала установлен в белорусских рублях с последующей ежегодной индексацией;
  • расширены направления досрочного использования с учетом потребностей многодетных семей (на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, получение в государственных учреждениях образования среднего специального или высшего образования I ступени, медицинских услуг). 90 % используется на улучшение жилищных условий.

Кроме того, 1 октября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 375 «О мерах по оказанию государственной поддержки», согласно которому многодетные семьи будут получать финансовую помощь государства в погашении льготных кредитов либо субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитам до 23-летнего возраста детей.

Хотите узнать больше правовой информации по теме – смотрите вебинары Национального центра правовой информации:

Система адресной социальной помощи

За счет системы адресной социальной помощи осуществляется поддержка семей с низким уровнем дохода. Это ежемесячные и единовременные социальные пособия, обеспечение продуктами питания детей в возрасте до 2 лет.

Неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ежемесячное социальное пособие представляется на максимально возможный срок – 12 месяцев.

При рождении в семье двойни, тройни обеспечение детей бесплатными продуктами питания предоставляется независимо от совокупного дохода семьи.

В целях снижения уровня малообеспеченности многодетных семей с 1 сентября 2020 г. для них увеличены период предоставления ежемесячного социального пособия (с 6 до 12 месяцев включительно) и критерий нуждаемости (со 100 до 115 % БПМ в среднем на душу населения).

Семья

Система социального обслуживания семей с детьми

Она включает в себя:

  • бесплатные услуги няни по уходу за детьми в возрасте до 3 лет при рождении двойни, тройни, воспитании в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, родителям, имеющим инвалидность 1 или 2 группы, воспитывающим детей в возрасте до 6 лет;
    Подробнее читайте в статье Детского правового сайта «Мэри Поппинс спешит на помощь».
  • услуги социальной передышки для семей, воспитывающих ребенка-инвалида (на базе домов-интернатов). За период пребывания ребенка родители оплачивают только питание, при этом за семьей сохраняется право на получение социальной пенсии и пособия. Сегодня эта услуга предоставляется на период до 56 дней в календарном году. Ее цель – дать родителям (членам семьи) возможность для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов;
  • услуги социального патроната и временного приюта (кризисная комната) в центрах социального обслуживания населения для комплексного решения проблем семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Эта деятельность направлена на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, кризисной ситуации.

Кроме того, в нашем государстве существуют правовые гарантии для семей с детьми в области трудового законодательства, регулируемые Трудовым кодексом Республики Беларусь. Они распространяются на обоих родителей, в том числе на мачеху и отчима.

Одна из основных норм – отпуск по уходу ребенком до достижения им возраста 3 лет. На законодательном уровне предоставлено право семье самостоятельно определять, кто из работающих родителей будет осуществлять уход за ребенком и соответственно находиться в таком отпуске. Система предоставления отпуска гибкая – его можно разделить на части любой продолжительности.

При этом предусмотрено обязательное продление срока контракта:

  • с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – не менее чем до окончания указанных отпусков;
  • с матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с согласия – не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.

В целях совмещения семейных и трудовых обязанностей для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо троих и более детей в возрасте до 16 лет, предусмотрен дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего заработка.

Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 14 лет, предоставлено право на дополнительный свободный от работы день в месяц, оплата которого может предусматриваться в коллективных договорах, локальных нормативных актах нанимателя.

Отец

Для повышения вовлечения отцов в воспитание детей в 2019 году в Трудовой кодекс внесен ряд изменений, которые вступили в силу с 28 января 2020 г. Одно из важных новшеств – это введение отцовского отпуска при рождении ребенка. Наниматель обязан предоставить такой отпуск по желанию работника сроком до 14 дней в течение 6 месяцев после рождения ребенка.

Установлены также:

  • право выбора трудового отпуска в летнее время у отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
  • право предоставления отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;
  • распространение гарантий, предусмотренных для работающих женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.

Кроме того, Трудовым кодексом урегулированы вопросы, связанные с дистанционной занятостью, для совмещения профессиональных и родительских функций.

Преимущество для многодетных матерей в пенсионном законодательстве

Это досрочное (на 5 лет) назначение пенсии родителям, воспитавшим пятерых детей, назначение пенсии за особые заслуги матерям, воспитавшим девять и более детей. В числе последних, вступивших в силу с 1 января 2021 года:

  • снижение страхового стажа до 10 лет для женщин, родивших и воспитавших четверых детей;
  • увеличение длительности периодов ухода за детьми в возрасте до трех лет, включаемых в общий стаж и учитываемых при исчислении пенсии, с 9 до 12 лет.

Инфографику по этой теме от Портала Pravo.by смотрите здесь.

свернуть

СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ

развернуть

 

СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ

Процедура постановки семей на учет как находящихся в социально опасном положении (СОП) выглядит следующим образом: специалисты реагируют на все сигналы об опасном для ребенка положении и передают информацию в отдел образования. Эти сведения поступают в школу, детский сад или социально-педагогический центр, в котором воспитывается или учится несовершеннолетний.

Затем собирают комиссию, в состав которой могут входить представители различных структур: отделов образования, учреждений здравоохранения, МВД, МЧС, общественных организаций и объединений. Получается, что вопросами профилактики семейного неблагополучия занимается не только система образования, но и межведомственные органы. Комиссия в течение 15 рабочих дней проводит социальное расследование: опрашивают соседей, близких родственников и т.д.

После соцрасследования все материалы рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений. А вот непосредственно решением о постановке на учет занимаются координационные советы – они созданы при каждом исполкоме.

Если родители выполнят все рекомендации совета профилактики до заседания коллегиального органа, вероятность того, что семью признают находящейся в опасном положении, сводится к минимуму. С мамами и папами, дети которых признаны находящимися в СОП, работают по индивидуальным планам.

Критерии выявления семьи, находящейся в социально опасном положении

Существует 3 основных критерия, когда ребенок находится в социально опасном положении: родители не обеспечивают его жизненные потребности (в пище, образовании, диагностике и лечении), не следят за его поведением (есть проблемы с законом), ведут аморальный образ жизни. Каждый из этих критериев должен быть подтвержден официально.

Угроза для жизни ребенка

Во время посещения многих семей комиссия нередко наблюдает следующую картину: дети проживают в антисанитарных условиях и истощены, продуктов питания дома нет, родители злоупотребляют спиртным. Такая обстановка способствует возникновению угрозы здоровью несовершеннолетних. Чаще всего таких детей признают нуждающимися в госзащите, детей изымают из семьи и передают в социально-педагогические центры. Параллельно с этим госорганы проводят работу с родителями с целью восстановить семьи.

Наталья Марцинкевич, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

Подробнее читайте в постановлении Совета Министров от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении», которое размещено в банке данных «Мир Права».

свернуть

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

развернуть

 

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы:

- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
- свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

- уроки проводятся только в первую смену;
- для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
- наполняемость класса – не более 20 человек;
- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
- продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут;
- домашние задания учащимся не задаются.

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. 
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

- набор шариковых ручек;
- фломастеры и карандаши;
- ластик;
- точилка;
- обложки для тетрадей и книг;
- пенал;
- линейка;
- краски (акварельные или гуашь);
- альбом для рисования;
- набор кисточек.

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?

Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то обращаемся к ним.

Уважаемые коллеги! Вы видите по содержанию вопросов, как волнуются родители, отдавая в Ваши руки своих первоклашек. На поставленный в данном случае вопрос ответ такой: ищите хорошего, доброго, терпеливого, любящего детей и свою работу учителя». От Вас зависит все: и желание учеников каждый день «бежать» к Вам в школу, ожидая встречи со своей, самой доброй учительницей, и усвоение нового материала на уроке, и хорошее настроение родителей, и спокойная обстановка в семье, и горящие глаза Ваших учеников, которые первый раз перешагнули порог школы с огромной надеждой и верой в то, что их здесь очень ждали, особенно Вы, их первая учительница.

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первый класс»!

свернуть

ИНФОРМАЦИЯ О ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

развернуть

 

ИНФОРМАЦИЯ О ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Деятельность попечительских советов осуществляется в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146.

Что такое попечительский совет и кто принимает решение о его создании?

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования.

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года. Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
По инициативе одной трети членов попечительского совета может быть созвано внеочередное общее собрание.
Для координации деятельности попечительского совета в заседании общего собрания может участвовать руководитель учреждения образования.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.
Учреждение образования обеспечивает условия для деятельности попечительского совета, в том числе путем предоставления места для хранения документации попечительского совета.

На решение каких задач направлена деятельность попечительских советов?

Задачами деятельности попечительского совета являются:
- содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности учреждения образования;
- разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;
- содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
- определение направлений, размеров и порядка использования средств попечительского совета по согласованию с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии), в том числе на:
  • укрепление материально-технической базы;
  • совершенствование организации питания обучающихся;
  • проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
  • иные цели, не запрещенные законодательством;
- содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
- целевое использование средств попечительского совета.

Имеет ли право руководитель учреждения образования привлекать для финансирования школы средства родителей?
В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения образования.

Как формируются финансовые средства попечительского совета?
Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?
Министерство образования в соответствующем письме в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома особо обратило внимание на недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.

Как Министерство образования реагирует на ситуацию по сбору денежных средств с родителей?
Обращения граждан, содержащие сведения о предполагаемых фактах сбора средств в учреждениях образования, находятся на постоянном контроле Министерства образования.
Министерство образования направило в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома письмо, в котором особое внимание обращено на недопустимость формирования финансовых средств попечительского совета в нарушение требований пункта 24 Положения в части формирования финансовых средств попечительского совета.
 
 
свернуть

ГРАЖДАНСТВО И МИГРАЦИЯ

развернуть

 

ГРАЖДАНСТВО И МИГРАЦИЯ

Беженец — лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.

 

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещения людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

 

Паспорт  гражданина  Республики  Беларусь  является документом,  удостоверяющим личность и гражданство его владельца.
Паспорт  обязан иметь каждый  гражданин Республики Беларусь, достигший 14-летнего возраста.

 

Гражданство — правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится за пределами его. Гражданам конкретного государства гарантируется защита и покровительство государства, им принадлежат политические права и свободы.
Гражданство Республики Беларусь — это устойчивая правовая связь человека Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно Закона, гражданство Республики Беларусь приобретается:
  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
  • в порядке регистрации;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом и международными договорами Республики Беларусь.

Управление по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома
(www.guvd.gov.by/migration/)
свернуть

ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

развернуть

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 
Если Вам нужна юридическая помощь, и Вы являетесь по уровню доходов малообеспеченным гражданином, то, записавшись на прием в Юридическую клинику, Вы можете получить  бесплатные юридические консультации по вопросам гражданского, жилищного, трудового, брачно-семейного и административного права.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск

Общественная юридическая приемная
г. Минск, ул. Московская 17,
222-04-09, Факс 222-82-64
masharik@mail.ru

Барановичский государственный университет, г. Барановичи
Студенческая юридическая консультация при УО «БарГУ»

Факс 8-0163-45-78-81
shuarina@yandex.ru

Белорусский государственный университет, г. Минск
Вучэбная лабараторыя "Юрыдычная клініка"

г. Минск, пр-т Победителей 9, к. 109, 111
тел./факс 8-017-209-55-23
klinikabsu@mail.ru

Белорусский Институт Правоведения, г. Минск
Юридическая клиника Белорусского института правоведения

8-017-200-41-41, факс 211-01-58
jurklinik@tut.by
jorocovic@mail.ru

Белорусский государственный экономический университет, г. Минск
Студенческая юридическая консультация БГЭУ

г. Минск, пр-т Рокоссовского 65, Ауд.-9 (Факультет Права).
Тел/факс:8 -017-209-79-52
yulia-sevich@mail.ru

Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Брест
Учебная лаборатория «Юридическая клиника»

224665, Брест, Бульвар Космонавтов, д.21, ауд.515
8-0162-23-95-60, факс 23-09-96
khorolsky@mail.ru

Витебский государственный университет им.Машерова, г. Витебск
210015, г.Витебск, пр-т Московский 33
Факс 8-0212-23-74-17
факс.21-49-59
belyakova_kat@mail.ru

Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины, г. Гомель
Студенческая учебно-научная лаборатория "Юридическая клиника"

Адрес клиники: г. Гомель ул. Кирова д.119, корпус университета №2 комн. 1-8
Адрес для корреспонденции: 246019 г. Гомель ул. Советская д. 104, УО "ГГУ им. Ф. Скорины", юридический факультет, Юридическая клиника
(8 - 0232) 70 - 36 – 35,
факс 57-81-11 (ректорат), факс 57-16-72 (деканат)
Yurklinikagomel@yandex.ru

Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, г. Гродно
Юридическая клиника инновационного центра юридического образования

230012, г. Гродно, ул. Пушкина д.39 ком.9.
8-0152-48-50-69, факс 43-77-20
yrklinika-grodno@mail.ru

Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова,
г. Могилев
Региональный центр правовой помощи

г.Могилев, ул. Ленинская, 33, общ.№1.
8-0222-31-09-31, факс 28-36-26,
факс 32-65-19
mariya-nov@mail.ru

Полоцкий государственный университет, г. Полоцк
Студенческая служба правовой помощи

Адрес клиник: Витебская обл., г. Новополоцк, ул. Блохина, 30
Адрес для корреспонденции: Витебская обл., г. Новополоцк, ул. Блохина,29
факс 8-0214-53-43-97, 51-60-46
prokuror785@mail.ru
 
свернуть