Преемственность между дошкольным учреждением и учреждением образования
Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного о общего среднего образования
развернутьНормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного о общего среднего образования
- Кодекс Республики Беларусь об образовании.
- Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»
- Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612
- Положение об учреждении дошкольного образования (постановление МО РБ от 25.07.2011 № 150)
- Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений МО РБ от 04.02.204 №9, от 10.04.2014 №38, от 27.11.2017 №148, от 03.03.2018 № 10)
- Образовательные стандарты. Дошкольное образование (постановление МО РБ от 29.12.2012 № 146)
- Образовательные стандарты: начальное образование (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 32)
- Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. N 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 № 39)
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов"
Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе
развернутьРекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе
Учитель, работающий в первом классе, должен помнить, что стремление учащихся к получению знаний, умений и навыков, его успешность oпределяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания учащегося в школе. Необходимо помнить, что такие качества первоклашек, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, с особенностями их психики, поэтому важно не делать им резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях учащегося.
Учитель должен знать, что многие первоклассники могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой учащегося, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Очень важно и актуально включать игру в образовательный процесс, а не запрещать и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами так же, как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр учащийся усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества учащегося, так необходимого ему для обучения.
Рекомендации:
Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить учащемуся здоровья, т.е.:
обеспечить своевременную смену видов деятельности;
не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью, визуализации учебного материала.
Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.
Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
Помогите учащимся организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
Просите повторить задание самых невнимательных учащихся, но не в качестве наказания.
Поощряйте учащихся задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
Организуйте личное общение с каждым учащимся своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
Помните, первоклассник - маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.
свернутьО создании условий для успешной адаптации первоклассника
развернуть
О создании условий для успешной адаптации первоклассника
Период развития ребенка в первом классе является переходным между дошкольным и младшим школьным возрастом. С приходом в школу ведущая деятельность детей меняется. Игра, посильный труд, творчество начинают подчиняться обучению. Поэтому важно, чтобы переход от игровой деятельности к учебной был постепенным. Работа с 6-7 летними детьми предусматривает обязательный учет их психологических и физиологических особенностей. Первоклассники хотят получить признание взрослого и хорошими поступками стремятся заслужить похвалу. Поэтому учащиеся быстрее откликаются на просьбы, нежели на жесткие требования. В первом классе в ребенке необходимо сформировать внутреннюю позицию обучающегося - положительное отношение к образовательному процессу, новый тип отношений со взрослыми людьми и с учителем.
Адаптация в школе - ответственный этап жизни первоклассника, учителей и родителей. Именно в этот период ребенок и осваивает школьные нормы, у него формируется интерес к школьной жизни, появляется вера в собственные силы - одним словом, дети начинают взрослеть. Но в это время адаптации наблюдается негативная физиологическая реакция детского организма на резкое изменение привычного образа жизни: быстрая утомляемость, нарушение сна и аппетита, возбудимость, раздражительность. Поэтому учителю нужно установить положительный эмоциональный контакт с детьми их родителями, создать благоприятные условия для психологической и физиологической адаптации первоклассников к школьной жизни.
Начало обучения ребенка в первом классе – сложный и ответственный этап. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция: был ребенком, стал школьником. Меняется социальный институт обучения и воспитания: не сад, а школа, где учебная деятельность становится ведущей, обязательной, социально значимой и оцениваемой - такой, которая расширяет права и обязанности ребенка, его связи с окружающей средой. Первоклассник - это начало общественной жизни человека как субъекта деятельности.
Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Чтобы привыкнуть к школе по-настоящему, нужны не день и не неделя. Это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма. Только спустя 5-6 недель показатели работоспособности повышаются и становятся более устойчивыми, а у ребенка проходят напряжение и тревожность. В зависимости от состояния здоровья, обстановки в семье, посещения или непосещения детского сада, адаптация к школе и новым условиям жизни может протекать по-разному. Первоклассники, посещавшие дошкольные учреждения, как правило, легче адаптируются к школе, чем дети, которые находились дома и не привыкли к длительному пребыванию в детском коллективе и установившемуся режиму.
Период адаптации к школе проходит лучше у здоровых детей Но, к сожалению, сегодня лишь половина первоклассников полностью здоровы. Поэтому процесс адаптации часто сопровождается осложнениями и затягивается на длительный срок.
С первых недель обучения дети постепенно отдаляются от родителей, хотя постоянно испытывают потребность в поддержке и помощи взрослого человека. Отношения с родителями, состав семьи и взаимоотношения между её членами влияют на школьника. С поступлением ребенка в первый класс родители приобретают новый статус - родители первоклассника. А вместе с ним и проблемы, которые родители решают совместно с ребенком, и радости успеха переживаются совместно. Часто в беседе с родителями первоклассников приходится слышать: «Мы пошли в первый класс…», «Нам задали выучить стихотворение…», «Мы не успели сделать домашнее задание…». Употребление местоимений «мы», «нам» свидетельствует о том, что вопросы школьной жизни являются для родителей общими. Вместе переживаются и первые школьные трудности. Как помочь их преодолеть? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что делать, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе?
Некоторые предложенные советы могут стать ответом на многие вопросы. Для этого важно раскрыть первую проблему, а именно ту, в которой заключается сущность понятия «адаптация к школе».
Адаптация - это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями дошкольного учреждения.
В психолого-педагогических исследованиях определяются характеризуются три уровня адаптации.
1-й уровень – высокий. Первоклассник положительно относится к школе, адекватно воспринимает правила и требования, легко усваивает учебный материал, вежлив, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя, охотно и добросовестно выполняет поручения; обнаруживает высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, в классе имеет положительный статус.
2-й уровень – средний. Первоклассник положительно относится к школе, посещение уроков не вызывает негативных эмоций; он понимает учебный материал, когда учитель подробно его объясняет, усваивает основное содержание программы по всем предметам, но сосредоточен лишь тогда, когда делает что-то интересное для себя; почти всегда готовится к урокам, поручения выполняет добросовестно, дружит с одноклассниками.
3-й уровень – низкий. Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе; часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, преобладает подавленное настроение, наблюдается нарушение дисциплины, самостоятельная работа вызывает трудности, при выполнении заданий не проявляет к ним интереса, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей, при наличии длительных пауз для отдыха не может сохранять внимание для понимания нового материала.
Учащиеся, которым труднее адаптироваться к школе, требуют внимания и индивидуального подхода как со стороны учителя, школьного психолога, так и родителей
свернуть