Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей.
Сегодня у педагогов и родителей общая цель – достойное образование и воспитание ребенка, поэтому организация эффективного взаимодействия семьи и школы является насущной необходимостью. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.
Цель Родительского университета: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи Родительского университета:
♦ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
♦ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
♦ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
♦ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
♦ традиционные (лекции, беседы, памятки, рекомендации, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
♦ дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).