Яндекс.Метрика

Военно-патриотическое воспитание

Методические рекомендации по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования

развернуть
С целью совершенствования форм и методов военно-патриотического воспитания обучающихся в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, вводится должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

Военно-патриотическое воспитание обучающихся направлено на формирование у молодежи патриотического самосознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Организацию деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

военно-идеологическое;

военно-историческое;

военно-спортивное;

обеспечение соблюдения требований и норм безопасности при организации образовательного процесса;

профилактическая работа;

Военно-идеологическое направление включает ознакомление с основными идеями, ценностями, взглядами, определяющими личностную направленность и гражданскую позицию юношей и девушек, организацию и проведение мероприятий военно-патриотической направленности; осуществление взаимодействия с командирами воинских частей, подразделений, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами и иными заинтересованными учреждениями и организациями в вопросах военно-патриотического воспитания обучающихся; проведение работы, связанной с припиской обучающихся к призывным участкам; ведение воинского учета призывников из числа обучающихся в учреждении образования; участие в отборе контингента обучающихся для церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь при проведении торжественных мероприятий.

Военно-историческое направление включает ознакомление с основными историческими вехами в становлении белорусского государства, военно-освободительными событиями в истории и этапами становления независимости страны, организацию и проведение мероприятий, приуроченных к знаковым событиям в истории Республики Беларусь, памятным и юбилейным датам и имеющих особое историческое и общественно-политическое значение; организацию экскурсий в государственные музеи, мемориальные комплексы Республики Беларусь.

Военно-спортивное направление включает организацию участия команд обучающихся в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях военно-патриотической направленности, в том числе в республиканских соревнованиях по зимнему и летнему многоборью «Здоровье» совместно с руководителем физического воспитания.

Обеспечение соблюдения требований и норм безопасности при организации образовательного процесса включает информационную работу, направленную на предупреждение деструктивного информационного воздействия на участников образовательного процесса, в части организации круглых столов, семинаров, лекций для обучающихся.

Профилактическая работа включает проведение мероприятий по предупреждению противоправного поведения в молодежной среде, формированию правовой культуры и правовых компетенций обучающихся.

        

  1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.

Квалификационная характеристика (должностные обязанности, квалификационные требования) содержится в Едином квалификационном справочнике должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», на основании которой должна быть составлена должностная инструкция руководителя по военно-патриотическому воспитанию.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ) назначается и освобождается от должности приказом директора учреждения образования.

При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими нормативными правовыми и методическими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании в новой редакции (Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»), Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575), Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82), Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 № 312), Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь  на 2022-2025 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 29 декабря 2021 г. № 773), инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования» (на учебный год), иными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, должны быть включены в план самоконтроля учреждения образования.

  1. Планирование работы руководителя ВПВ.

Руководитель ВПВ осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который должен содержать конкретные цели и задачи, современные формы и методы работы, перечень актуальных мероприятий, разработанных во взаимодействии с иными субъектами образовательного процесса (кураторы учебных групп, воспитатели общежитий, мастера производственного обучения, педагог-организатор, библиотекарь, руководитель музея, педагог-психолог, педагог социальный, руководитель физического воспитания).

В план работы руководителя ВПВ рекомендуется включать следующие разделы:

  1. Аналитический отчет о деятельности руководителя ВПВ за предыдущий учебный год.
  2. 2.Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.
  3. Планирование деятельности на учебный год.

         План работы руководителя ВПВ должен содержать мероприятия в соответствии с направлениями деятельности:

- уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Республики Беларусь, встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия;

- приуроченные к знаковым событиям в истории Республики Беларусь и имеющие особое историческое и общественно-политическое значение; 

- участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера (республиканской акции «Беларусь помнит», республиканской научно-практической конференции «Великая Отечественная война: история и память», республиканском гражданско-патриотическом проекте «Собери Беларусь в своем сердце», республиканском конкурсе компьютерных разработок патриотической направленности «Патриот.bу», республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву», Всебелорусской молодежной экспедиции «Дорогами памяти. Дорогами единства», республиканском слете поисковых отрядов (клубов) «Мы наследники Победы»;

- мероприятия по вовлечению молодежи в поисковую работу, исследовательскую, экскурсионную и просветительскую деятельность;

- совместные мероприятия по взаимодействию с воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил, молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ»), ДОСААФ и ветеранскими организациями по военно-патриотическое воспитанию;

- экскурсии в государственные музеи, мемориальные комплексы, а также воинские части;

- участие в работе совета учреждения образования, педагогическом совете, методических объединениях, семинарах, конференциях;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта в области военно-патриотического воспитания и др.

  1. Примерные формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.

При выборе форм и методов организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные и психологические особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы обучающихся, специфику учреждения образования, а также результаты мониторинга качества военно-патриотического воспитания за предыдущий год.

При организации военно-патриотического воспитания рекомендуется использовать интерактивные формы работы, в процессе которых учащаяся молодежь может высказать своё мнение, вести диалог, уважать мнение собеседника, аргументированно вести дискуссию:

круглые столы, брифинги, дискуссии, турниры, дебаты («Что значит быть патриотом сегодня?», «Диалог поколений», «Я – гражданин Республики Беларусь»); открытые микрофоны, открытые кафедры, пресс-релизы («Вчера. Сегодня. Завтра», «Гордость за Беларусь»), молодежные баттлы («Я знаю. А ты?», «Я бы в армию пошел…», «Новое поколение выбирает»);

профилактические и интерактивные брифинги («Я в ответе за свои поступки», «Я – гражданин», «Роль права в жизни гражданина, общества и государства», «Правонарушение и юридическая ответственность», «Служба в армии. Призыв и я», «Моя ответственность», «Моя жизненная позиция», «Права молодежи», лекторий «Знать обязан»);

интеллектуальные ток-шоу, квизы, квесты, викторины («Законы нашей страны – наши законы», «Что значит быть патриотом?», «Страна, которой я горжусь»);

экскурсии, туристические походы по местам боевой и трудовой славы;

конкурсы патриотической песни;

клубы военно-патриотического профиля («Поиск», «Рубеж», «На страже порядка», «Мужество», «Патриот» и др.);

спортивные соревнования, спартакиады во взаимодействии с руководителем физического воспитания;

поисково-исследовательская деятельность, реализация проектов.

В целях совершенствования проводимой работы по военно-патриотическому воспитанию следует использовать анкету

  1. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.

При организации работы руководитель ВПВ взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса:

кураторами учебных групп (мастерами производственного обучения): участие в организации информационных часов, реализации мероприятий информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина», проведении единых уроков и мероприятий, посвященных памятным событиям, государственным праздникам и знаменательным датам в истории Республики Беларусь; обеспечение взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования,  с воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил и ветеранскими организациями, организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории Беларуси и пр.;

педагогом-организатором: организация занятости обучающихся в части их вовлечения в военно-патриотические клубы, организация конкурсов патриотической направленности, разработка игр в формате квестов (веб-квестов) патриотического содержания, создание аллей боевой славы в учреждениях образования;

библиотекарем: участие в организации тематических выставок боевой славы, проведение совместных мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, посвященных государственным и праздничным датам;

руководителем музея: организация исследовательской, поисковой и экскурсионной деятельности, реализация проектов, создание интерактивных карт по памятным местам, посвященным историческим событиям;

руководителем физвоспитания: организация подготовки команд обучающихся к участию в соревнованиях, спартакиадах, конкурсах, мероприятиях военно-патриотической направленности, проведение туристских походов, слетов, экспедиций по местам воинской славы;

педагогом-психологом, педагогом социальным: участие в проведении анкетирования обучающихся по выявлению готовности к службе в Вооруженных силах Республики Беларусь, в мероприятиях профилактической направленности;

воспитателем общежития: проведение воспитательных мероприятий, участие в организации быта и досуга проживающих в общежитии;

преподавателями учебных дисциплин: организация научно-исследовательских (практических) конференций, круглых столов по военно-патриотическому воспитанию;

педагогами дополнительного образования: участие в организации деятельности объединений по интересам патриотической направленности на базе учреждения образований;

законными представителями: привлечение родителей (законных представителей) обучающихся к участию в конкурсах, акциях, беседах по военно-патриотическому воспитанию и др.

  1. Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:

активизация интереса обучающихся к изучению истории становления Вооруженных Сил Республики Беларусь и их роли по обеспечению национальной безопасности и защите суверенитета;

расширение сети объединений по интересам (клубов) военно-патриотического профиля на базе учреждения образования;

использование информационных Интернет-ресурсов патриотической направленности;

взаимодействие с воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил и ветеранскими организациями с демонстрацией военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений Республики Беларусь;

вовлечение обучающихся в поисковую работу, исследовательскую и экскурсионную деятельность;

привлечение авторитетных спикеров к обсуждению актуальных вопросов военно-патриотического воспитания с молодежной аудиторией;

эффективное информационное сопровождение военно-патриотического воспитания;

активное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.

  1. Создание информационного пространства

При организации военно-патриотического воспитания обучающихся необходимо использовать информационное пространство учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования:

сайт учреждения образования (страницы в социальных сетях и мессенджерах): создание на официальном сайте учреждения образования вкладки «Военно-патриотическое воспитание», размещение актуальных информационных материалов, фото и видеоматериалов о проводимых мероприятиях, статьи и методические разработки мероприятий, информационные и методические материалы деятельности военно-патриотического клуба, памятки, флаеры;

информационные стенды: график работы военно-патриотического клуба, анонсы предстоящих мероприятий, фотоматериалы проведенных мероприятий, актуальная (сменяемая) информация;

радио и телестудии учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, республиканские СМИ, библиотеки, государственные музеи и др.

С целью совершенствования организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся и повышения его качества руководителю ВПВ следует использовать возможности интерактивной платформы патриотического воспитания «Патриот.by»

свернуть

Цели и задачи военно-патриотического воспитания

развернуть
Целью военно-патриотического воспитания учащихся школы является развитие и воспитание ответственного отношения к себе, своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах, имеющего активную жизненную позицию.

Развивая данное направление, педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи: 

  • формировать уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
  • формировать ценностные представления о любви к Республике Беларусь, народу страны, к своей малой родине;   
  • развивать усвоение содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.; 
  • формировать нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье; 
  • формировать компетенции и ценностные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
свернуть

Программа патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы

развернуть

Интерактивная платформа патриотического воспитания
Информационный ресурс системы взаимодействия молодежи Республики Беларусь - ПАТРИОТ.BY

 Утверждена Программа патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы
свернуть

Направления деятельности в школе по формированию военно-патриотического воспитания

развернуть

Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:

  • организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
  • проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;   
  • осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
  • осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
  • координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

В системе работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно использовать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат. В общеобразовательных учреждениях запланированы и проводятся патриотические акции «За Беларусь», акция «Мы – граждане Беларуси!» по вручению паспортов молодым гражданам, достигшим 16-летнего возраста.

Неформально можно подойти к такому традиционному мероприятию как посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня музей предлагает новую форму работы – «Музей в чемодане», когда сотрудники выезжают непосредственно в общеобразовательное учреждение с экспозицией и лекцией.

Активное использование в военно-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.

Значимым воспитательным фактором могут стать сегодня информационные ресурсы. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Создание в системе образования информационного пространства как на локальном уровне (в учреждениях образования), так и на региональном и республиканском позволяет использовать его в воспитательной работе в качестве мощного методического ресурса. Формирование в общеобразовательных учреждениях различного рода электронных банков данных, методических наработок педагогов, презентаций лучшего опыта работы, школьных виртуальных музеев, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительно повышает эффективность работы.

Формирование военно-патриотической активности учащихся государственного учреждения образования "Средняя школа № 1 г. Марьина Горка" через программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного, общекультурного и идеологического направления:  «Школа активного гражданина», «Азбука безопасности», пионерское движение ОО "БРПО" и ОО "БРСМ", профсоюзная организация, первичная организация «Белая Русь» и многое другое.

Участие в волонтёрских движениях, шефство над ветеранами ВОВ, тружениками тыла и одинокими пенсионерами,  деятельность по оказанию помощи инвалидам, участие в экологических акциях, просветительские беседы с участием представителей религиозных конфессий, профилактические мероприятия с участием представителей правоохранительных органов, суда, прокуратуры и другие.

Формирование военно-патриотических традиций, связанных с памятными датами военной истории нашей страны,  проведение уроков Мужества, тематических классных часов в соответствии с планом, встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми военных лет, вручение поздравительных адресов, поделок ветеранам ВОВ,   сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, празднование памятных дат, связанных с военной историей Республики Беларусь,  организация и проведение тематических выставок, викторин, конкурсов, просмотры кинофильмов,  проведение военно–спортивной эстафеты «Зарница», классных часов, спортивных состязаний, посвящённых Дню защитника Отечества, мероприятия, посвящённые Дню народного единства – 17 сентября,  акции, посвящённые памятным датам.

Формирование правовых знаний и законопослушного поведения,   профилактические беседы «Я в ответе за свои поступки» с участием  сотрудников правоохранительных органов, медработников; школьный лекторий «Твои права – твои обязанности» с участием педагога социального,  изучение правил безопасного поведения в школе и общественных местах,  встречи с инспекторами ИДН,  ОГАИ.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма. Огромную работу в воспитании гражданственности и патриотизма у учащихся выполняют классные руководители. Именно классные руководители организуют, совместно с активом класса, классные и общешкольные мероприятия по данному направлению работы. Классные руководители, педагоги – предметники знакомят учащихся с символикой Республики Беларусь, памятными датами в истории страны, формируя военно-патриотические чувства и ценности у учащихся. Классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами и военнослужащими, экскурсии и образовательные события с участием родителей. Это небольшой перечень мероприятий, которые будут проводится и внедрятся для воспитания у учащихся военно-патриотического мировоззрения и формирования гражданственности.

свернуть

Патриотическое воспитание обучающихся посредством использования кинофильмов о войне

развернуть

Патриотическое воспитание обучающихся посредством использования кинофильмов о войне

 

  Воспитание патриотизма — трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности кино.

     Кинофильмы должны использоваться педагогами, в качестве материала для воспитательной работы и, пожалуй, не будет ошибочным утверждение, что продукцию кинематографа учителя оценивают именно с точки зрения возможности ее использования в воспитательных целях. Фильмы дают школьнику широкий выбор проблемных ситуаций, изложенных эмоционально и увлекательно, среди киноситуаций есть и такие, которые воспитатель не может в столь яркой и доходчивой форме показать учащемуся без помощи экрана в будничной реальности: героизм открытий, опасность путешествий, мужество и самопожертвование в военных подвигах.

     Хочется верить, что дети сами начнут понимать и осознавать духовную силу военной истории посредством кинофильмов о наших прадедах, сражавшихся на фронте и в тылу, тех, кто в лихие годы, в неимоверных трудностях, в холоде и голоде, в крови и ужасах войны выстояли и победили.

Список художественных фильмов о войне, которые рекомендуются для просмотра учащимися. Для младших школьников и среднего звена можно показать:

1. «Девочка ищет отца» — фильм режиссёра Льва Голуба, снятый на киностудии Беларусьфильм в 1959 году по одноимённой пьесе Евгения Рысса.

2. "Полонез Огинского" — советский фильм режиссёра Льва Голуба, снятый на киностудии Беларусьфильм в 1971 году.

3. «Венок сонетов» — драматический фильм, снятый на киностудии "Беларусьфильм" в 1976 году режиссёром Валерием Рубинчиком по мотивам повести Виктора Муратова «Мы убегали на фронт».

4. «Мама, я жив» — советский фильм 1985 года, снятый на киностудии "Беларусьфильм" режиссёром Игорем Добролюбовым.

Для старших школьников:

5. «Через кладбище» — атмосферный фильм 1964 года белорусского мастера военного кино Виктора Турова. Фильм рассказывает о той помощи, которую оказывали белорусские партизаны во время битвы за Сталинград.

6. «Журавлиный крик» — советский военный фильм 1975 года, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» режиссёром Александром Карповым.

7. "Иди и смотри" — советский фильм режиссёра Элема Климова, по сценарию, написанному им совместно с Алесем Адамовичем. Снятый в 1985 году на киностудии "Беларусьфильм".

8. «Год сорок первый»(1 серия) — советский цветной телевизионный художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1986 году режиссёром Вячеславом Никифоровым.

    «Год сорок первый»(2 серия)

9. "Днепровский рубеж" — фильм режиссёра Дениса Скворцова, снятый на киностудии Беларусьфильм в 2009 году.

10. "Брестская крепость" — белорусско-российский фильм режиссёра Александра Котта, снятый в 2010 году.

свернуть
Ещё в этом разделе